Новости

Мария Падун "Что такое идентичность и почему она важна"?

5-6 октября в Будве, Черногория прошла первая психологическая онлайн и офлайн конференция фонда "Пристаниште" - "Пересобрать себя.
Делимся материалами этой профессиональной конференции.
В этой подборке есть видеозапись - она опубликована на нашем ютуб-канале.
Также мы дублируем текстовую версию выступления, приготовленную Марией Падун - для тех, кто любит читать.
Мария Падун

Что такое идентичность и почему она важна?

Лекция, прочитанная на онлайн и офлайн-конференции “Пересобрать себя” в Будве 5 октября 2024 года.

Мы приехали в разные страны, в разное время - после февраля 2022 г. В названии нашей конференции есть слово «вынужденная». Почему эмиграция вынужденная? Понятно, что люди, приехавшие из Украины, переживали угрозу жизни - психическую травматизацию. Они бежали от войны. Что касается россиян, то мы говорим о вынужденности, потому что переезд не был запланирован, переезду предшествовали разные формы психической травматизации: политические репрессии, угроза мобилизации и отправки на войну, а также моральная травматизация (угроза нашему «Я» в ситуации, когда нарушаются моральные принципы и от этого люди испытывают тяжелый стресс).

Понятие идентичности

Мы будем говорить об идентичности в вынужденной эмиграции. Когда мы говорим об идентичности, то представляем себе некоторую совокупность характеристик человека, которые отвечают на вопросы «Кто я?», «Что делает меня мной?». Существуют разные уровни идентичности:

  1. Индивидуальная (гендер, сексуальная ориентация, личностные особенности, ценности, профессия, религиозная принадлежность, возраст, тело-внешность и т.д.).
  2. Межличностная (родитель, друг, коллега и т.д.).
  3. Коллективная (организация, этнос, нация, культура).
  4. Материальная (дом, машина, место жительства, бренды одежды, еда и т.д.).
  5. Моральная (представления о морали и об ответственности и степень важности соответствовать им).

Если мы проходим по этим ступеням, как-то себя соотносим с ними и описываем, то мы испытываем чувство соответствия. Чувству соответствия уделяется мало внимания в психологии, однако оно очень важно для понимания идентичности. Это важный момент внутри нас, когда мы ощущаем: «мне подходит!», «это моё!» «в этом есть я!».

Мы поговорили о содержании идентичности. Есть также понятие ценности идентичности: это то, насколько важен для нас какой-то из компонентов (например, «я – родитель», «я – профессионал»). Чем больше ценность какого-то компонента, тем ближе он к ядру идентичности, тем сильнее он нас определяет.

Проблемы концептуализации идентичности

Меня однажды спросили: «К вам приходят клиенты и сразу говорят, что у них проблемы с идентичностью, потому что они эмигрировали и все как-то развалилось?». - Как правило, нет. Конструирование идентичности происходит неосознанно. Это так же, как с «картиной мира»: если спросить человека напрямую «как ты думаешь, мир доброжелателен или враждебен?», то быстро ответить сложно. Потому что мы специально про это не думаем. Это те конструкты, которые существуют в нашей психике имплицитно, за пределами осознавания. Большая часть идентичности может нами не осознаваться или начинает осознаваться, когда мы ее утрачиваем.

Какая-то часть идентичности может осознаваться, потому что мы столкнулись в жизни с чем-то. Например, в советское время мы не особо задумывались о своей гендерной роли, но потом узнали о феминизме и стали пересматривать свои гендерные роли. Иными словами, мы рефлексируем об идентичности, когда для этого есть повод.

Можно задать вопрос: у нас одна идентичность или их много? Если смотреть на идентичность с позиций эссенциализма, то мы рассуждаем о себе как о единой сущности: мы открываем себя в своей идентичности, нам нужно себя понять, полюбить, позаботиться о себе. С моей точки зрения, данный подход не особо помогает в ситуации эмиграции. А есть конструктивистский подход, который предполагает, что идентичность конструируется людьми в зависимости от контекста, в ней есть более устойчивые и более подвижные звенья и т.д. Когда идентичность конструируется, это возможно только в социальном контексте, через других людей, через группы, с которыми мы идентифицируемся.

Социологический vs психологический подход

Однако в психологии, в отличие от социологии, принято смотреть на идентичность с позиции личности, - и мы именно так будем смотреть. Социология делает упор на социальные группы, - на то, как человек категоризирует эти группы; как он себя с ними соотносит; как формирует это понимание «мы – они», «свой – чужой». В психологии мы прежде всего говорим о том, что человек обладает агентностью (в российской психологии говорят - «субъектностью») в конструировании своей идентичности. Иными словами, мы можем «управлять» частями своей идентичности.

Мотивы идентичности

Зачем люди создают идентичность? – У нас есть базовые мотивы, которые имманентно присутствуют. Мы склонны оценивать себя и сравнивать себя с другими. Социальное сравнение существует независимо от нашего желания. Если вам говорят, что раз вы сравниваете себя с другими, то у вас низкая самооценка, - это необязательно так. Социальное сравнение существовало всегда. Просто те люди, которые часто сравнивают себя с другими и делают это обычно не в свою пользу, часто страдают от негативных эмоций.

Итак, мы имеем мотив оценивать себя (self-assess). Еще мы «боремся» за позитивные представления о себе, высокое самоуважение и самооценку (self-esteem). Мы также периодически в разных жизненных ситуациях проверяем себя на соответствие позитивным представлениям (self-verify).

Проблемы идентичности

Конфликты идентичности - это попытки разрешить противоречия внутри компонентов идентичности (например, между индивидуальными мотивами и возможностями) либо между компонентами идентичности (например, компоненты идентичности «я - профессионал» и «я – родитель» могут конфликтовать между собой).

Угроза идентичности – ситуация, в которой социальные изменения ставят под вопрос существующие компоненты идентичности.

Кризис идентичности – временная неопределенность в понимании собственных ценностей, целей, способностей. Иными словами, это состояние, в котором угроза идентичности становится реальностью. Существуют так называемые «нормативные» кризисы, которые обычно человек проходит в процессе жизни. Однако мы сегодня говорим о ненормативных кризисах, которые возникают по вине обстоятельств.

Конфликты и кризисы идентичности повышают вероятность развития депрессивных и тревожных состояний.

Есть также понятие «паралич идентичности», которое отражает, по аналогии с психической травмой, кризис идентичности такой силы, который переживается как внутренний слом, полная растерянность.

Почему идентичность важна?

Я решила рассказать про этого человека. Его зовут Рейналд Двейн Бетс, он американский поэт, писатель и юрист. В возрасте 15 лет он вместе с другом совершил преступление – угнал машину. Пока шел процесс, ему исполнилось 16 лет. 14 месяцев он просидел в одиночной камере, а потом 8 лет провел с взрослыми заключенными в тюрьме. Таким образом человек, который в силу возраста только встал на путь поиска себя, оказался сначала полностью один. Затем он долгое время пробыл среди людей, идентичность которых определялась в тюрьме по виду преступления, которое они совершили. В тюрьму ему прислали книгу – сборник поэзии поэтов афроамериканского происхождения. Эта книга не только произвела на него впечатление своим содержанием, но и тем, что он получил ответ на вопрос «кем ему быть?». Он начал писать, а впоследствии даже был советником Обамы по ювенильным вопросам.

Интегрированная идентичность повышает чувство самоуважения (самооценку), которое напрямую влияет на ментальное здоровье, является буфером для негативных эмоций и способствует эффективному совладанию со стрессом.

Если мы переживаем кризис идентичности, т.е. теряем важные идентификации, которые были в прошлой жизни, до переезда, то могут проявиться следующие изменения (признаки кризиса):

  • Падает самооценка/самоуважение
  • Переживается неясность в системе ценностей, чувство потерянности
  • Пропадают цели
  • Чувство пустоты, потери и бессмысленности
  • Сложности в регуляции эмоций
  • Чувство небезопасности
  • Симптомы тревоги/депрессии/зависимости.

Я решила в качестве метафоры привести здесь критерии пограничного расстройства личности. (Вам наверняка известно слово “borderline”). В быту слово ‘’borderline” ассоциируется с тем, что человек совершает какие-то самоповреждающие действия. И это действительно один из симптомов пограничного расстройства. Но ключевым критерием пограничного расстройства личности является расстройство идентичности. Человек испытывает чувство пустоты, неспособность справиться с эмоциями, гиперинтенсивные межличностные отношения (от идеализации до девальвации), именно потому что он плохо представляет, кто он; какой он; какие у него предпочтения, приоритеты, ценности, принципы; какая у него сексуальная ориентация; какой тип предпочитаемых друзей и т.д.

Когда мы испытываем кризис идентичности, мы, безусловно не становимся пограничными личностями, - это просто клиническая метафора. Однако что-то подобное мы испытываем: пустоту, потерянность, попытки за кого-то зацепиться и как-то переопределиться.

Конфликты идентичности у эмигрантов’2022

Далее я обозначу некоторые конфликтные темы идентичности у эмигрантов, которые переехали из России. Я начала небольшое исследование и провела несколько интервью. На уровне индивидуальной идентичности, например, звучат такие темы:

  • «Я – человек, склонный к планированию и контролю над жизнью». - «Теперь планирую не дальше, чем на неделю».
  • «Для меня важен ДОМ». - «Я – человек, у которого нет дома. Временное жилье есть, а дома нет».
  • «Я активный человек и отстаиваю свои права» - «Я живу в стране, где у меня очень мало прав».

Что касается профессиональной идентичности, то мы знаем, что многие люди при незапланированной эмиграции теряют профессиональный статус. В семейной идентификации также могут происходить изменения в связи с разделением семей (Я был мужем, отцом, а теперь я муж и отец по Зуму или по Скайпу).

Конфликты национальной идентичности:

«Не могу больше соотносить себя со своей страной» - «Не могу не идентифицироваться со страной, в которой родился и вырос, многое пережил».

«Я россиянин(ка)». - «То, что сейчас делает Россия – это не я».

«Хочу принадлежать «большому миру», который сейчас явно или неявно отвергает русских, русский язык и русскую культуру». - «Не могу не соотносить себя с русским языком и русской культурой. Это часть меня».

Культурная идентичность у эмигрантов

Мы попадаем в новую культуру. И у нас есть некоторые задачи. Это задачи для любых эмигрантов, независимо от того, - вынужденная эмиграция или нет. С одной стороны, у нас есть задача сохранять изначальную культурную принадлежность; с другой - взаимодействовать с новой культурой. Специфика этой волны эмиграции состоит в том, что многие люди переехали в страны, которые они не выбирали. Приехали просто потому, что несложно получить вид на жительство, или уехали из Турции и переехали в Черногорию, потому что Турция отказала в ВНЖ.

Какие у нас могут быть стратегии? Стратегия сепарации предполагает, что я остаюсь в диаспоре и ассоциирую себя с культурой исхода. Стратегия ассимиляции – я ассимилируюсь в новой культуре. Стратегия интеграции гибридна – предполагает сочетание двух предыдущих (я сохраняю связь с родной культурой и одновременно интегрируюсь в новую). С точки зрения ментального здоровья стратегии ассимиляции и интеграции считаются более продуктивными. Иными словами, пребывание в диаспоре не очень хорошо влияет на психологическое благополучие.

Есть еще один подход – мультикультурализм. Он предполагает, что я ориентируюсь на глобальный мир, интернациональное сообщество. Есть страны, в которых такая стратегия хорошо работает, - это страны эмиграции (США, Канада, Австралия). Возможно, некоторые страны Европы тоже приближаются к такой возможности. Однако страна, в которой живем мы, - Черногория, - более традиционна. Мультикультурализм для Черногории представляет угрозу национальной идентичности. Понятно, что культура, которая принимает эмигрантов, всегда сопротивляется мультикультурализму.

Ностальгия и ментальное здоровье

Хочу сказать несколько слов о ностальгии. Возможно, это не напрямую об идентичности, но очень важно в контексте нашей жизни. В современной научной психологии произошел пересмотр взглядов на ностальгию. Раньше она считалась чуть ли не частью депрессии и психопатологическим симптомом эмигрантов. Можно условно выделить «хорошую» и «плохую» ностальгию. Когда мы говорим о «хорошей» ностальгии, то она:

  • поддерживает чувство принадлежности (в прошлом мне было хорошо с близкими) – это может помочь ослабить чувство одиночества при переезде;
  • повышает самоуважение (это у МЕНЯ есть хорошее прошлое, приятные и теплые воспоминания; это Я смог(ла) жить хорошую жизнь);
  • усиливает ощущение осмысленности (хорошие моменты и периоды жизни делают жизнь значимой, важной);
  • делает человека эмоционально теплым, эмпатичным;
  • укрепляет уверенность и внутреннюю опору через ощущение связи между прошлым, настоящим и будущим (стимулирует надежду: если хорошее было, значит оно вероятно случится в будущем).

Когда с ностальгией есть сложности?

  • Грусть и тоска – нормально так чувствовать, если что-то ценное утрачено. Представляет проблему, если этого очень много, - ощущается как затопление тоской. Это может мешать интеграции в новую культуру.
  • Боль потери. Иными словами, мы чувствуем не грусть и тоску, а душевную боль. Это значит, что мы «ранены», наше «Я» «ранено». В случае Эмиграции-2022 это весьма вероятный сценарий, ибо у многих людей переезд произошел незапланированно. Остается ощущение обрыва, раны, психической боли. Эта боль усиливается, если у человека были в прошлом разрывы отношений и травмы. В таких случаях обычно необходима психологическая помощь.

Зачем вообще думать об идентичности?

Нужно ли формировать это нарратив внутри себя, проговаривать его с другом или с психологом? Это вопрос. Я написала здесь на слайде, - что нужно делать, чтобы быть эмоционально здоровым. Это научно-обоснованные рекомендации. Нужно много: хорошо спать, сбалансированно питаться, получать максимум солнечного света, регулярно двигаться, медитировать (или практиковать техники mindfulness), общаться с людьми и природой. Доказано, что это помогает! Этого много, согласитесь? Когда же работать? Детей воспитывать?

В общем, идентичность можно было бы оставить в покое, если у вас нет переживаний, отражающих кризис идентичности. Если есть эти проблемы, и они появились именно после переезда, то, наверное, правильно поговорить с собой о том «кто я теперь?».