ТЕРРИТОРИЯ
БЕЗ ВОЙНЫ
Режиссер Тая Зубова сняла документальное кино
о нас, о Пристанище
ФИЛЬМ
ГЕРОИ ФИЛЬМА — БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
ИЗ УКРАИНЫ/РОССИИ/БЕЛАРУСИ
Все они нашли Пристаниште — нас, где помогают всем жертвам этой войны.

Самые важные истории Тая Зубова зафиксировала в будущем фильме. Мы поговорили с ней о том, как сложился этот фильм.
1800 человек теперь в разных городах Черногории
Дом этих людей
и еще не менее
— В первую очередь, хотела бы спросить про жанр твоей новой работы. Это ведь не совсем документальное кино?
— Да, формат документального кино может быть очень разным. Может быть документальное кино, в котором автор ходит и следит за героями десять и больше лет. У меня уже был такой опыт, я снимала одного героя 11 долгих лет. А может быть документалка - основанная на реконструкции. Вот как сейчас: я беру реальные истории и их кладу в основу повествования. Материал, который я снимаю специально, и материал, который основан на событиях происходящих здесь и сейчас, смешиваются. Такой у меня свой стиль - метафорическая реконструкция.

Я проводила со всеми героями предварительные интервью, чтобы понять, из чего состоит их история. Тот момент, когда они только приехали в Черногорию, обстоятельства в дороге и их переживания — мы придумывали, как это показать, как реконструировать. Конечно, мы не ехали обратно в Мариуполь и вместе с героями из Мариуполя не выезжали. Это опасно и для героев, и для нас. Но мы реконструировали, то есть сделали нечто подобное, иногда в таком метафорическом ключе, чтобы передать, что в этот момент они чувствовали. Вспоминали это тяжелое ощущение, которое испытал человек, когда терял или оставлял дом, и реконструировали так, чтобы зрители тоже могли пережить подобное и хотя бы ненадолго оказаться на месте героя.
Как ты выбирала героев?
— В первом своем антивоенном фильме «Травма свидетеля», снятом в прошлом, 2022 году, мы просили героев заполнять анкеты и так выбирали истории. С Пристаниште, что удивительно, получилось совсем иначе. Люди были настолько скромны, говорили: «Ой, может быть, не я? Что во мне особенного? История другого гораздо важнее». Тогда я поговорила с волонтерами, которые лично знали многих людей, дружили с ними. И поняла, что у каждого скромного тут — очень сильная и яркая история. И у украинцев, что понятно, и у россиян. В один момент у меня в голове родилась идея, как через эти истории можно показать вторую половину года войны.


Я хочу сказать огромное спасибо всем нашим героям и особенно украинцам. Они так спокойно рассказывали о том, что пережили – невероятные люди!
— Какой момент в съемках особенно запомнился?
— Я сняла, как вы в Пристанище отмечали Новый год. Для меня было важно показать, как вы смогли это — вместе встретить Новый год смешанной компанией россиян и украинцев. Когда я познакомилась с вами, со всей командой, я невероятно влюбилась в это место, где не разделяют людей по паспорту … Это очень важный праздник для всех нас, трех наций. Чувствовалось, что все, кто там собрались, независимо украинцы они, белорусы или россияне, у всех у них одна мечта на новый год — чтобы война закончилась. И мы тогда сняли на встрече Нового года совсем не то, что ожидали, там была совершенно необычное состояние. Не такое, как ты можешь себе представить в подобной ситуации.. Я не буду рассказывать детали, потому что это и будет кульминация фильма. Но это точно один из самых важных и сильных эпизодов, который мы сняли.
Галя Швец в своей машине. Как в тот день, когда началась их с сыном Захаром дорога из Мариуполя.
— Получился ли это фильм про то, как мы все проживаем травму от того, что эта война началась, или это уже про новую жизнь в эмиграции?
— Все, для себя я тему “травмы” закрыла. У нового фильма есть действительно большая метафора, другая. И, чтобы она читалась зрителем, мы придумали специальный операторский прием того, как показывать разные части жизни наших героев, до приезда в Пристаниште и после него, с использованием разбитого стекла. На предварительных интервью я придумала образ, как у людей разбиваются жизни, и потом они начинают заново их выстраивать. Когда мы просто читаем сводки новостей, сложно все это представить и прочувствовать. Мы сделали кадр таким, чтобы это постоянно ощущалось.
Кадр из фильма. История иконописца Петра, который теперь живет в Черногории.
— У тебя есть особая связь с Черногорией. Расскажи.
— Я прожила в Черногории 5 лет. И, несмотря на то, что я жила еще в восьми странах и видела много разной волшебной природы, у меня какой-то особый трепет именно от здешних цветов, от архитектуры, этих маленьких беленьких домиков, этих гор невероятных, которые отражаются в море, таких уникальных цветов больше просто нет нигде. Но когда я тут жила, мне было довольно одиноко. Не было вот этого эмигрантского сообщества, как сейчас, и я бы даже сказала, что у россиян часто наоборот все… Не очень мы хотим друг с другом общаться, когда эмигрируем. Может, это мое восприятие, но мне было очень тяжело найти свое сообщество, по-настоящему близкое по интересам в эмиграции. Когда я увидела, что сейчас в Черногории, в моей обожаемой стране очень добрых людей, которые тебе всегда пытаются помочь, вдруг рождается еще и такой объединяющий проект, как Пристаниште, мне сразу захотелось творчества и снять об этих людях, о вас, кино.
Кадр из фильма. История иконописца Петра, который теперь живет в Черногории.
Кадр из Будвы, где находится наше Пристанище — дом для всех жертв этой войны.
— Кажется, что твой первый фильм про уехавших россиян был попыткой справиться с чувством вины. Ты его еще испытываешь спустя год?
— Когда началась война, я ощутила огромное чувство вины, огромное. При этом на вопрос, где вы были восемь лет, могу честно ответить, что именно восемь лет назад я уехала, потому что была не согласна. Но все равно это чувство вины было ужасным. А когда я начала во время работы над фильмами копать дальше и общаться с другими людьми, я увидела, что это чувство вины не дает нам двигаться дальше, оно приводит к депрессии, чувствуешь, что настолько виновата, что никогда уже не справишься. А если ты никогда не справишься, то делать ничего не нужно. С этим чувством нужно бороться и несмотря на него, все равно делать хоть что-то. Например, фильм. Что-то даже совсем небольшое. Или наоборот большое. Вот вы делаете Пристаниште, это огромный вклад. У вас люди останавливаются в домах всего на две недели, но сколько всего с ними за это время происходит, они находят у вас поддержку, начинают верить в свои силы и возможное будущее, они так меняются.
Процесс съемок
— Этот найденный ход с разбитым стеклом и еще многое в процессе съемок выдает, что ты очень сильно эмоционально вложилась в эту работу. Ты в этом процессе не только режиссер, продюсер, менеджер, но даже повар для наших героев и волонтеров в одном лице. Ты как будто одна из героев.
— Я уже сказала, что это фильм про новую жизнь, маленькую жизнь подопечных Пристанища уже в другой стране. Конечно, я сама не беженец, но тема жизни эмигрантов меня глубоко интересует. Да, я уехала давно, и у меня уже нет проблем с документами. Но я пережила и переживаю все то же самое, что переживает каждый мой герой. Я точно также потеряла свой дом. Скорей всего, я со своими фильмами уже не смогу вернуться в Россию. Я все еще не нашла свою страну и уже довольно долго ее ищу. Я понимаю своих героев, очень хорошо понимаю.
Директор Пристаниште Светлана Шмелева
Директор Пристаниште Светлана Шмелева
Интервью записала
Соня Шайдуллина
~
Мы собрали
на монтаж этого фильма
€ 5589
Это фильм о том, как разрушенные и разбитые жизни восстанавливаются, и о том, как люди, вне зависимости от национальности, помогают друг другу.

10 мая 2023 благодаря вам мы завершили сбор денег на фильм. Следите за нашими социальными сетями чтобы не пропустить его выход!